Инвестиционная стратегия – это система мер и действий, долгосрочный план по управлению инвестиционным портфелем, то есть капиталом инвестора или предприятия. Этот план включает в себя различные инструменты и методы финансовой деятельности, имеющей конечной целью сохранение целостности и приумножение капитала. На создание инвестиционной стратегии оказывают влияние как особенности внутреннего понимания ее целей и предназначения, так и внешняя экономическая ситуация и прогнозы по развитию рынка.
Любая инвестиционная стратегия должна отвечать на определенные вопросы:
- Стратегическая, долгосрочная цель, алгоритм ее достижения.
- Состояние объекта до начала реализации стратегии.
- Наличествующие ресурсы для инвестирования, объемы финансов.
- Ожидаемые показатели доходности инвестиций.
- Ситуация в окружающей среде для инвестирования.
- Прогнозы по развитию и изменению финансового рынка.
- Дополнительные варианты реализации вложений.
- Уровни риска, действия, которые следует предпринять для их минимизации.
- Оценка возможного будущего развития инвестора и среды его деятельности – инвестиционного рынка.
- Ожидаемые результаты в конце реализации инвестиционной стратегии: состояние активов и т.д.
Выбор инвестиционной стратегии
При составлении инвестиционной стратегии инвестор руководствуется текущими условиями, а также собственными целями. Определенная стратегия становится компромиссом между всеми этими компонентами. Вот факторы, которые обычно оказывают существенное влияние на выбор инвестора:
- Количество средств для вложения в распоряжении инвестора;
- Определенность будущей доходности;
- Возможность нейтрализовать риски;
- Гарантированность ожидаемых результатов;
- Состояние внешней среды и соответствие ему внутренних целей и возможностей вкладчика.
Все стратегии делятся по параметрам времени, соотношению уровня риска и доходности, совпадению с ожиданиями инвестора. По времени инвестиционные стратегии бывают нацеленными на быстрый рост и на постепенное, более поступательное развитие. По соотношению прибыли и рисков стратегии бывают:
- Агрессивные, или рискованные – планируют высокий уровень дохода при таких же высоких рисках.
- Консервативные, или малорискованные – соответственно, планируют умеренную, или даже небольшую прибыль при умеренных рисках.
По совпадению с ожиданиями инвестора стратегии делятся на сбалансированные и несбалансированные. Сбалансированные – это те, которые позволяют достаточно полно реализовать цели инвестора. Несбалансированные – те, условия которых удовлетворяют ожидания вкладчика лишь частично или не удовлетворяют вовсе.
На формирование стратегий любых видов, условий и предназначений влияют как цели и ресурсы собственно инвестора, так и внешние рыночные факторы, поэтому достижение абсолютно сбалансированной стратегии не всегда является возможным.
Разработка инвестиционной стратегии
Продуктивная и успешная деятельность предприятия возможна только при наличии соответствующего плана действий, коим и является инвестиционная стратегия. Продуманный, эффективный план по обороту инвестированных средств позволяет реализовать перечень важнейших в жизни любого предприятия заданий:
- Получение объективной картины реального потенциала компании, возможностей его оптимизации и задействования, а также увеличения.
- Стабилизация проведения финансовых процессов и операций, максимизация их прибыльности.
- Использование всех возможностей для инвестирования, предоставляемых постоянно меняющимся финансовым полем.
- Получение реальных сведений относительно преимуществ предприятия перед конкурентами, составление ясного представления о конкуренции в определенной нише.
- Обеспечение оперативной реакции на непредвиденные негативные факторы и обстоятельства, предвидение их возникновения.
- Организация восходящего развития предприятия в целом, результативного сотрудничества его подразделений, выполняющих самые разные виды работы.
При разработке новой инвестиционной стратегии, естественно, подвергается изменениям и общее направление управления компанией.
Инвестиционные ресурсы
Инвестиционными ресурсами называют капитал предприятия, все его финансовые средства, которые предназначены для инвестирования в определенные объекты для последующей их реализации.
Процесс формирования и определения инвестиционных ресурсов имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать. Прежде всего, создание инвестиционных ресурсов является первым и главным заданием при проведении инвестиционных операций, а также начальным формированием капитала. Создание инвестиционных ресурсов должно продолжаться на протяжении всего периода существования и экономической деятельности предприятия и не может останавливаться (при условии необходимого эффективного развития компании). Оно, можно сказать, неизменно сопутствует развитию предприятия.
Инвестиционные ресурсы могут классифицироваться по таким признакам:
- Предназначение (вид использования);
- Связь компании с источниками привлечения;
- Страна происхождения капитала;
- Вид собственности;
- Временная периодизация.
Инвестиционный проект и его оценка
При выборе инвестиционного проекта очень важной оказывается его инвестиционная привлекательность. Она зависит от продуманности и рациональности проекта. Все документы перед их принятием обычно проходят тщательный инвестиционный анализ, поскольку кажущаяся надежность проекта вполне может не соответствовать действительности. Для оценки инвестиционной привлекательности как проекта, так и инвестиций разработаны соответствующие методики. Эти методы анализа составляют одну из важных отраслей экономики. Их необходимо использовать, и использовать правильно. Вот эти методы:
- Метод расчета периода окупаемости проекта;
- Метод простой нормы прибыли;
- Метод чистой настоящей стоимости;
- Метод внутренней нормы рентабельности.
Каждый способ призван рассмотреть инвестиционный проект с определенных позиций. Однако лучшим способом станет соединение всех методов и применение их в совокупности.
Обычно анализ инвестиционной привлекательности проекта осуществляется по показаниям таких его характеристик:
- Финансовая эффективность;
- Экономическая эффективность;
- Бюджетная эффективность;
- Экологическая эффективность.