Черная пятница
Сегодня, 29 ноября 2013 г. в Соединенных Штатах и других странах отмечают «черную пятницу» — пожалуй, самое громкое ежегодное событие в мире шоппинга. Пусть этот день и не считается официальным праздником, обойти его вниманием попросту невозможно.
Название «черная пятница» появилось относительно недавно — его придумали в 1966 году на востоке США. В Филадельфии так обозначали пробки, возникающие на большинстве городских дорог на следующее утро после американского Дня благодарения. Позже этот термин привязали к магазинам. «Черная пятница» часто оказывалась их последним шансом добиться плюсового сальдо за год — на английском это понятие звучит как «in the black». А вот обычай, по которому в этот день начинается предрождественский сезон распродаж, зародился еще в позапрошлом столетии. Тогда, в XIX веке, торговые лавки и магазины сбрасывали цены с товаров, дабы распродаться перед праздниками.
Сегодня же торжество достигает масштабов крупных торговых сетей и огромных толп покупателей. День внушительных скидок традиционно выпадает на период с 23 по 29 октября: у него нет фиксированной даты, как и у Дня благодарения. Зачастую люди берут отгулы на работе, чтобы приобщиться к действу и сделать несколько выгодных приобретений. В некоторых штатах в «черную пятницу» даже ввели выходной. Совсем по-другому обстоят дела у работников супермаркетов и магазинов — многие торговые сети меняют свой график, дабы открыться раньше и продать больше товаров. К примеру, сегодня первые магазины работали уже в полночь. С самого начала суток стали доступными акционные предложения в онлайн-сервисах. Большинство крупных торговых центров начали приглашать покупателей в период с 4 до 8 утра.
Понижение цен на продукты и услуги характерно для всего предпраздничного сезона, но самые выгодные предложения припадают именно на «черную пятницу». Так, средний размер скидок составляет 20–40%, но некоторые эксклюзивные предложения достигают и 90%. Не удивительно, что самые большие статистики продаж приходятся именно на сутки после Дня благодарения. Наибольшей популярностью в «черную пятницу» пользуется электроника — компьютеры, гаджеты и, в первую очередь, телевизоры с большим дисплеем. Не менее популярны и прочие бытовые приборы — будучи довольно дорогими, они становятся особенно привлекательными в глазах покупателей. Еще одна актуальная категория — это одежда, особенно относящаяся к коллекции предыдущего сезона. Третьей распространенной группой являются игрушки и подарки, ведь в преддверии Нового года и Рождества они будут стоить намного дороже.
«Черная пятница» связана и со всплеском активности рекламщиков и маркетологов: количество баннеров, плакатов и Интернет-рассылок в этот день попросту зашкаливает. Нагнетание обстановки порой приводит к неожиданным и нежелательным последствиям. К примеру, в нескольких случаях в Торговые центры приходилось вызывать полицейские отряды, дабы те могли унять толпу и справиться с давкой. Нередко подобные происшествия заканчивались травмами и госпитализацией. Впрочем, это характерно для любого массового празднования.
Распродажи, имеющие место в США, и Европе нередко оказываются интересными и для покупателей из СНГ. Даже с учетом расходов на пересылку, некоторые товары (например, электроника или часы) все равно оказываются дешевле. К примеру, в сервисах Amazon Prime, Best, Finish Line, MacMall и Traget цены на отдельные наименования понижаются до 70%.
Людям, интересующимся вопросами шоппинга, не следует забывать и про «Киберпонедельник», намеченный на 2 декабря (по обычаю, первый понедельник после «черной пятницы»). К тому же, в России есть своя «черная пятница», которая состоится шестого декабря.